Прощай, Valio, привет, Viola. Что предлагают россиянам под брендом плавленого сырка
Продукция компании под новым брендом начала появляться на полках магазинов еще с конца лета. Как изменится ассортиментная линейка и что станет с «финским качеством», узнала «Фонтанка».
Превращение Valio в Viola стало результатом смены собственников. После начала спецоперации на Украине финская компания заявила о намерении покинуть российский рынок, а затем продала свою российскую «дочку» мясному производителю «Велком». По данным СПАРК, совладелице «Велком» Раисе Деминой на 100 % принадлежит финское Rushold M Oy, которое, в свою очередь, владеет ООО «Виола».
Новому собственнику перешли собственный завод в Подмосковье, команда из 400 человек, а также права на бренд Viola, под которым до этого выпускался плавленый сыр. Договоры на контрактное производство сохранили с шестью из девяти партнеров, включая завод «Галактика» в Ленобласти.
Ассортимент тоже сократился. Как рассказала представитель Viola Анастасия Волкова в ходе пресс-тура 14 октября, сейчас компания выпускает около 100 наименований продуктов. Для сравнения: до ухода финского концерна из России в портфеле было 180 позиций.
Исчезли из продажи те товары, которые импортировались из Финляндии, — безлактозная продукция, кисели, глеги и мороженое. Также исчезли мороженое, сливки 36 % жирности и классический творог, которые выпускались в России по контракту. По словам представителя Viola, их объемы продаж были невелики и компания решила сконцентрироваться на более востребованных продуктах. Но перезапуск производства в будущем не исключен.
Viola продолжает выпускать молоко, сливки, плавленые, творожные, полутвердые и твердые сыры, густые и питьевые йогурты, творог, сметану. Для них стандарты качества и рецептура остались неизменными, подчеркивает представитель компании. Но для этого Viola и ее партнерам пришлось потрудиться.
Замену фруктово-ягодным наполнителям, которые частично поставлялись из Финляндии, пришлось искать в России и везти из других стран. На выручку пришли контрагенты, с которыми компания уже работала, так что вкусы не поменялись, подчеркивают в Viola. При этом поставки из-за рубежа осложняет тот факт, что металлическую тару иностранные таможни иногда считают продуктом двойного назначения и неохотно пропускают через границу, рассказала Ольга Шилова, директор по производству «Галактики». Но пока удается договариваться с обещанием, что всё вернут поставщику.
Есть и проблемы с упаковкой — из-за них Viola летом временно остановила производство питьевых йогуртов. В результате удалось найти замену, но объем бутылочки сократился — с 330 до 280 г. «Но цена снизилась пропорционально», — подчеркивает Анастасия Волкова.
После ухода из России производителя упаковки Tetra Pak ее российский завод продолжил работу, но пропала та часть линейки, которая привозилась из-за границы. Замену ищут в России и Китае, а также ввозят через параллельный импорт, говорит Ольга Шилова. Однако две производственных линии Tetra Pak на предприятии «Галактики» всё еще находятся в простое. Запустить их планируется до конца года — сейчас идет переналадка оборудования под альтернативную упаковку.
Технологии производства не менялись. Наследники финского бренда решили также оставить в силе требования к поставщикам молочного сырья, включая этические нормы по содержанию коров: Viola вслед за Valio не поощряет привязное содержание стада, купирование хвостов и избыточное использование антибиотиков. Производство контролируют специалисты, которые проходили обучение в Финляндии.
Преемственность постарались подчеркнуть и в дизайне упаковки. Цветовая гамма сохранилась, логотип тоже весьма схож — белые буквы на темно-синем фоне, только вместо Valio — Viola. Баночки с йогуртами Laplandia, которые разрабатывались специально для российского рынка, и вовсе не изменились. Под этим же брендом теперь будут выпускаться сыры, ранее известные россиянам под маркой Oltermanni.
Viola уже работает над расширением ассортимента. Пока линейка йогуртов Laplandia пополнилась двумя новыми вкусами. Следующий шаг — импортозамещение исчезнувших товаров. Вероятно, в первую очередь будет налажен выпуск безлактозной продукции. Но когда и под каким брендом — представитель компании не уточнила. Также производитель прорабатывает возможность запуска линейки твердых сыров, например пармезана, или свежих сортов типа моцареллы. «Этот сегмент пустует, а у нас есть экспертиза, есть технологи, которые прошли обучение в Финляндии и понимают, как это сделать», — отметила Анастасия Волкова.
По ее словам, в 2022 году драматичного падения продаж Viola-Valio не произошло. Тот факт, что на полках сетей стало меньше продукции компании, она объясняет логистическими сложностями и перебоями из-за дефицита упаковки. Однако несколько ретейлеров, работающих на рынке Петербурга, рассказали «Фонтанке», что сократили закупки Valio-Viola из-за ценовой политики бренда: потребители сейчас предпочитают более дешевые товары.
«В отдельных категориях есть падение, возможно, связанное с покупательским поведением, экономией», — соглашается Анастасия Волкова. Но другие категории, например жирные йогурты, продолжают расти. Стагнацию в рознице компенсирует оживление в сегменте HoReCa. «Часть клиентов ушли из-за повышения цен, но появились и новые, которые потеряли поставщиков из-за их ухода с российского рынка. Сейчас работаем над частными рецептурами для больших корпоративных клиентов», — отмечает представитель компании. Переходить в более низкий ценовой сегмент компания не планирует — там слишком высокая конкуренция.
не найдено