Прогулки по лесу с аудиогидом: образовательный проект, созданный при экспертной поддержке Российского этнографического музея
Сохранение традиций и культуры малочисленных коренных народов России – одна из задач, обозначенных постановлением Правительства в рамках Концепции сохранения и развития нематериального этнокультурного достояния РФ на период до 2030 года. Количество представителей таких коренных прибалтийско-финских народов России как ижоры, водь, вепсы драматически сокращается под влиянием урбанизации и других факторов. По данным Всероссийской переписи населения 2020 года в стране проживает всего 105 представителей води и 227 ижорцев. Сохранение культурных традиций, наследия этих народов – задача, которую берут на себя, в том числе, такие проекты как эколого-этнографическая тропа «Курголовская», созданная компанией «Виола» при поддержке Дирекции ООПТ Ленинградской области в 2023 году.
Расположенная в Токсовском природном парке, на берегу одноименного озера тропа «Курголовская» – уникальный проект, который совмещает в себе экологическую и этнографическую составляющие. Создатели тропы стремились не только подарить людям возможность комфортно полюбоваться красотами природы Карельского перешейка, но и познакомить посетителей с историей и культурой народов, издавна населявших территорию Ленинградской области: карел, води, ижоры, вепсов и финнов. И тем самым привлечь внимание аудитории к актуальной проблеме сохранения культурного наследия малых народов России.
Маршрут прогулки с аудиогидом проходит по обустроенной тропе протяженностью чуть менее 2,5 км. Неспешным шагом гости смогут пройти ее за полтора часа, сделав в общей сложности 10 остановок, каждая из которых посвящена отдельной теме. Создатели аудиогида собрали информацию о национальных костюмах, обрядах, кулинарии, ремёслах, жилищах прибалтийско-финских народов. Слушатели узнают о географии и ландшафтных особенностях Карельского перешейка, о редких видах зверей и растений, которых можно встретить на территории природного парка, а также о том, как пластиковая упаковка от плавленого сыра Viola превратилась в лавочки, указатели и информационные стенды.
Экспертным партнёром проекта по разработке аудиогида выступил Российский этнографический музей. Аудиогид позволит не только услышать комментарии ведущего эксперта страны в области этнографии Северо-Запада России и Прибалтики, Людмилы Валентиновны Корольковой, но и познакомиться с фотографиями из собрания Российского этнографического музея, демонстрирующими костюмы, предметы быта, утварь, строения и представителей местных народов за традиционными занятиями.
Специально для проекта музыкант и представитель народа ижора Сергей Карпов подобрал и сыграл на несколько мелодий на кантеле – традиционном инструменте карелов, вепсов и финнов, родственнике русских гуслей. Музыка сопровождает практически всю прогулку. Историк моды, автор уникальных лекций и книг и постоянный эксперт теле- и радиопрограмм Марина Скульская поделилась рассуждениями о том, какие черты традиционного финно-угорского костюма можно увидеть в современных модных трендах.
Послушать аудиогид можно в Telegram-боте или на сайте компании Viola. Гости тропы смогут найти его, перейдя по QR-кодам, расположенным вдоль маршрута.
Справочная информация:
Российский этнографический музей – один из крупнейших этнографических музеев мира, здесь хранятся памятники по 157 народам и этнографическим группам России и сопредельных стран. Здесь вас ждут не только уникальные экспонаты, но и увлекательные мероприятия: мастер-классы, тематические экскурсии, концерты, медиации и лекции. Музей – это площадка диалога, где знакомство с ценностями разных обществ помогает каждому из них лучше узнавать себя и друг друга.
О компании «Виола»:
ООО «Виола» – производитель молочной продукции премиального качества. Основана в 1994 году как дочернее подразделение финского молочного концерна. С 2022 года является полностью российской компанией. Основное направление деятельности ООО «Виола» – производство и продажа продуктов питания, изготовленных на собственных производственных площадках в Московской и Белгородской областях, а также на партнерских площадках. В 2024 году компания в России представляет ассортимент более чем из 150 наименований – это молоко, сливки, густые и питьевые йогурты, сметана, творог, творожные, плавленые, свежие, твердые и полутвердые сыры. Впервые российские потребители познакомились с брендом Viola еще в 1956 году. Оставаясь верной многолетним традициям, ООО «Виола» считает своим безусловным приоритетом сохранение исключительно высокого качества и уникального вкуса продукции.
не найдено