О традиционном костюме прибалтийско-финских народов

изображение

Этнотропа Курголовская - Третья остановка

изображение изображение
изображение изображение
12:42

На стенде перед вами – традиционная одежда, которую вепсы, ижоры, финны и водь носили в XIX  веке.

Традиционная одежда отражала индивидуальность народа и являлась предметом гордости. По особенностям одежды можно было определить возраст, семейный статус человека и его конкретное место проживания. Костюмы прибалтийско-финских народов Северо-Запада формировались на протяжении длительного времени, и во второй половине XIX века еще сохраняли свою этническую специфику. Особенности одежды определялись влиянием природных и климатических условий, традиционных занятий и территориального расположения каждого народа. Дольше всего в регионе сохранялся традиционный женский праздничный костюм. А мужская одежда води, ижор, финнов во второй половине XIX века уже имела много общих компонентов. Карелы и вепсы и вовсе носили к концу столетия такую же одежду, как и русские, проживавшие на Северо-Западе России. 

Узнайте больше о традиционных костюмах прибалтийско-финских народов в XIX веке, послушав комментарий эксперта Российского этнографического музея Людмилы Валентиновны Корольковой.

изображение
Людмила Валентиновна Королькова
Заведующая отделом этнографии Северо-Запада России и Прибалтики Российского этнографического музея

Традиционный костюм ингерманландских финнов является наиболее ярким этническим и территориальным маркером материальной культуры этого народа. Дольше всего старинная одежда бытовала у женщин. Женский праздничный костюм финнов-эвремейсов состоял из белой рубахи с трапециевидной или прямоугольной вышивкой на груди – «рекко». Поверх рубахи надевалась высокая юбка синего цвета с коротким лифом. Юбка подпоясывалась тканым или вышитым поясом. На голову женщины надевали головной убор – хунту, а девушки – повязку в виде обруча. Мужской костюм ингерманландцев состоял из белой полотняной рубахи, безрукавки, брюк, кожаного пояса, кафтана, сапог и войлочной шляпы с широкими полями. До середины XIX века кафтаны были коричневого и синего цветов, а позже белого и серого. Кафтаны шили в талию, с клиньями. Теплой одеждой служила поддевка и шуба из овчин. Зимой в морозы на голову надевали меховые шапки с длинными ушами. На ногах мужчины носили башмаки, сапоги и берестяную обувь.

У ижор женский костюм на протяжении XIX века изменялся несколько раз. Во второй половине XIX века ижорки носили комплект одежды с сарафаном. Этот костюм состоял из рубахи «новгородского типа», украшенной вышивкой, синего косоклинного сарафана, передника, кушака с вышивкой на концах и головного убора – «саппано» или «куккель».  Поверх сарафана надевали белый льняной передник с рукавами, украшенный вышивкой. Мужской ижорский костюм был похож на костюм ингерманландских финнов. Он состоял из белой рубахи с разрезом спереди, безрукавки, штанов (льняные, суконные) и кафтана. Летом носили кафтаны из льняной домотканины, а в холодное время года – из валяного сукна. Головными уборами ижорских мужчин были шляпы с широкими полями, а зимой – меховые шапки.

Во второй половине XIX века женский костюм костюм води был похож на ижорский костюм. Он состоял из льняной нижней рубахи, косоклинного сарафана, пояса, передника и головного убора «сорока». На ногах вожанки носили чулки или паголенки, мягкую цельнокроенную кожаную обувь или кожаные башмаки. Мужской костюм води не отличался от финского и ижорского костюмов.

В состав женской одежды карел и вепсов в XIX веке входил сарафанный и юбочный комплексы (повседневная и рабочая одежда).   Сарафанный комплекс состоял из рубахи, косоклинного или прямого сарафана, передника (у женщин), головного убора (кокошника, повойника, сороки, венков, платков), обуви (сапог, туфель, мягкой цельнокроеной обуви  и берестяной обуви).  В костюмах вепсов и карел этническая специфика проявлялась в крое и отделке изделий.

изображение изображение
изображение изображение
12:42

Этнотропа Курголовская - Третья остановка

изображение изображение
изображение изображение
12:42

А что насчет современной моды? Совершенно ли она утратила специфические этнические черты? Или, если присмотреться внимательно, в одежде людей XXI века можно найти элементы, детали и приемы, которые использовали наши предки? О том, какие особенности финно-угорского костюма мы можем наблюдать в нарядах современных модников, расскажет Марина Скульская, историк моды, автор уникальных лекций и книг и постоянный эксперт теле- и радиопрограмм. Давайте узнаем.

изображение
Марина Скульская
Историк моды, автор уникальных лекций и книг

Традиционный костюм наполнен множеством смыслов. Большинство из них навсегда утрачены для нас, жителей мегаполисов. И когда мы знакомимся со старинными образцами одежды, аксессуаров, предметов быта, мы словно переносимся в совершенно другой мир. Здесь бытуют уникальные представления о красоте, благородстве и чести; тщательно выстраиваются отношения с предками, природой и потусторонними силами. Рукотворные рубахи и кафтаны, сарафаны и передники, пояса и головные уборы, вышивка и украшения могут не меняться столетиями, отражая самобытность определённого народа.  

Финно-угорский традиционный костюм — это целая вселенная, сулящая увлекательное, захватывающее приключение. Но можно ли перебросить мостики из этого далекого прошлого в наши дни? Несомненно! Современная мода невероятно эклектична. В поисках новых сюжетов дизайнеры отправляются в экзотические путешествия, изучают архивы модных домов и музейные собрания. Они вдохновляются искусством, театром, литературой, музыкой и кинематографом. 

Звучит парадоксально, но именно традиционный костюм, в том числе, и финно-угорский, остается одним из главных источников оригинальных и авангардных модных идей. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно разложить по полочкам главные тренды двух ближайших сезонов. 

Начнем с многослойности, особенно актуальной в нашем непредсказуемом климате. Кожа соединяется с бархатом, шифон с денимом. Свитер выступает в паре с юбкой, в разрезе которой видны брюки. Самый верхний слой одежды может быть воздушным, как будто бы бессмысленным. И, конечно, необходимы вещи разной длины, чтобы они не прятались друг под другом и получалось что-то вроде «из-под пятницы — суббота». Вепсянки, к примеру, надевали в праздники по две-три юбки и еще затыкали за пояс подолы, чтобы похвастать искусной вышивкой на нескольких рубахах. 

Умение соединять самые разные формы, ткани, принты и фактуры в одном образе сегодня справедливо приравнено к искусству. В финно-угорском костюме однотонные материи соседствовали с пестрыми клетчатыми и узорчатыми. Ижорки надевали два широких полотнища крест-накрест: одно из черного или синего сукна спускалось с левого плеча до щиколотки, второе, короткое, расшивалось тесьмой и аппликациями. 

Остромодно выглядят объемные рукава старинных рубах: мы называем их «бараний окорок» из-за схожести форм. Интересно, что веппские женщины носили сарафаны с узкими ложными рукавами, которые обхватывали талию и завязывались на спине узлом. Этот прием по-прежнему актуален: рукава жакетов, пальто и платьев могут быть чисто декоративными или же откидными. 

Пышная длинная юбка — еще одна неотъемлемая деталь традиционного женского костюма, которая, вероятно, никогда не выйдет из моды. В современном гардеробе обосновались и старинные передники: дизайнеры создают их из самых разных материалов, в том числе, из прозрачного шелка и кружева. Носить их можно поверх юбок, брюк, даже пальто.  

Еще один неувядающий тренд — металлизированные ткани. Сегодня это искусственные волокна, а в стародавние временна это была шелковая, льняная или хлопчатобумажная парча с золотыми или серебряными нитями, из которой шили праздничные наряды, пояса и головные уборы. 

Удивительно современно выглядят традиционные мужские приталенные кафтаны, мягкие валяные шляпы с небольшими полями, а также штаны — короткие, напоминающие шорты, и длинные, с поясом на кулиске, который современные дизайнеры используют даже в классических моделях брюк для большего комфорта. Один из любимых модных сюжетов наших дней — «двойки» из белой рубашки и жилета — очень характерное сочетание в финно-угорском костюме. 

Пожалуй, самая интересная область, в которой переплетаются традиции и современность — это вышивка, аппликация, искусная отделка и бахрома, без которых невозможно представить моду наших дней. Вожанки, ижоры, вепсы, карелы использовали цветные нити, золотые и серебряные блестки, бисер, стеклярус, жемчуг, монеты и еще ракушки каури, привезенные из далекой Индии.

Сегодня пайетки, аппликации, прихотливые узоры ручной работы также могут украшать каждую деталь костюма — от нижнего белья до верхней одежды. Писк моды — вышивка на сумочках, обуви, перчатках, носках и колготках. Когда-то рисунки, как и шумные подвески, оберегали от бед, болезней и злых духов, привлекали удачу, любовь и счастье. Вполне возможно, что старинные поверья сохраняют свою силу и в творениях новых мастеров.  

изображение изображение
изображение изображение
12:42

Этнотропа Курголовская - Третья остановка

изображение изображение
изображение изображение
12:42

Под звуки традиционного танца Nykytys в исполнении Сергея Карпова отправляемся дальше. Не забывайте дышать полной грудью! Следующая, четвертая, остановка будет посвящена отношению народов Ленинградской области с природой. Встречаемся на берегу Курголовского озера!

Nykytys:

изображение изображение
изображение изображение
12:42